УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
(УВК)
Начал практическую работу с января 1992 года. Его учреждение Департаментом образования Администрации Свердловской области было связано в значительной степени с тем, что Нижний Тагил, являясь городом экологического бедствия, становится особенно опасным для физического и психического здоровья детей и подростков. По данным, которые определены в УВК, 91% детей, поступающих в начальную школу, имеют отклонения в здоровье и в восприятии образовательного процесса: к ним необходимы коррекционные подходы на основе рекомендаций психологов, медиков, методистов.
Было выделено 4 группы детей, которые нуждаются в социальной адаптации и защите.
- группа «нормы» - требует поддержки, содействия и условий для реализации одаренности.
- группа «нейтральная» - требует психологической помощи и поддержки.
- группа «неустойчивой адаптации» - требует психо-коррекции, педагогической, психологической, медицинской поддержки.
- группа «здоровье» - требует лечения, медицинской профилактики и контроля, психологической и педагогической помощи и коррекции.
Личностно – ориентированное обучение в УВК обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика: исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Образовательный процесс при личностно – ориентированном подходе предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
Для реализации этой деятельности в УВК были созданы следующие подразделения:
- психологическая служба, обеспечивающая информационную базу учителя для осуществления личностно – ориентированного подхода к обучению,
данные диагностики развития ребенка.
- коррекционная служба, обеспечивающая систему занятий по развитию таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
- медицинская служба, осуществляющая выработку рекомендаций для учителей по конкретным классам с выделением групп детей, в силу состояния здоровья или умственной работоспособности нуждающихся в особом подходе педагога.
- служба научно – информационного и методического обеспечения осуществляет подбор программ, их лицензирование, предоставляет педагогическую информацию, ориентированную на коррекционную педагогику с последующим выпуском бюллетеней, подбор педагогических технологий для всех типов классов, создание компьютерных баз данных.
- служба допрофессиональной подготовки обеспечивает профессиональное самоопределение учащихся, соответствующее индивидуальным особенностям каждого ученика и потребностям рынка труда.
- служба воспитательной работы осуществляет разнообразную творческую деятельность учащихся с целью дальнейшей социализации в обществе.